Обладает уникальной декоративностью розово-красный, местами гнейсовидный мрамор месторождения "Буровщина" в Иркутской области, которым украшены станции Таганско-Краснопресненской, Серпуховско-Тимирязевской, Калужско-Рижской и Люблинской линий ("Калужская", "Сходненская", "Дмитровская", "Марксистская", "Печатники"). Особый колорит мрамору "Буровщины" придают полосы и пятна зеленых минералов пироксена и флогопита, а также включения кальцита в виде зерен и гнезд. Декоративные свойства камня в соответствии с тематикой пространственного решения архитекторов А.Ф. Стрелкова и В.Г. Поликарповой нашли достойное воплощение на станции "Баррикадная", где белый свод контрастирует с массивными пилонами станционного зала, облицованными розово-красным мрамором "Буровщины".
Уникален и другой сибирский мрамор - кибик-кордонский, разноцветный, богатый разнообразием оттенков. Он может быть белым, бело-серым, розовым со светло- и темно-зелеными полосами минерала хлорита. Кибик-Кордонское месторождение в Красноярском крае имеет крупнейшую в России мраморную линзу, простирающуюся на 18 км при мощности до 1 км. Кибик-кордонский мрамор используется в облицовках с 1980-х гг., им отделаны станции "Домодедовская", "Крылатское", "Бульвар Дмитрия Донского".
Итальянские мраморы использовались при строительстве первой очереди на станции "Охотный ряд", где пилоны облицованы белым каррарским мрамором "бьянко венато" и серо-голубым "бардилио", похожим на уральский уфалей. В облицовках использованы плиты, снятые с храма Христа Спасителя, взорванного в 1931 г. Спустя много лет итальянский мрамор вновь появился в московском метро. Белым мрамором "бьянка каррара" облицованы колонны станции "Бульвар Дмитрия Донского" и пилоны 165-й станции московского метро "Парк Победы", где использован также розовый мрамор "росса верона".
К карбонатным породам относится и офиокальцит - доломитизированный мраморовидный известняк с гнездами и прожилками минерала серпентина, иногда с примесью хлорита и эпидота. Уральским зеленым офиокальцитом облицованы светильники станций "Семеновская" и "Новокузнецкая".
Полосчатый зеленый змеевик-серпентинит Урала применен в облицовке колонн станций "Преображенская площадь" и "Щелковская", полосками серпентинита отделаны пилоны станций "Спортивная" и "Алексеевская". Это силикатная горная порода волокнистого или скрытокристаллического строения от зеленовато-желтого и салатового до болотно-зеленого цвета, нередко рисунчатая, называемая змеевиком за внешнее сходство с рисунком змеиной кожи. Состоит из минералов группы серпентина (силикатов магния) - хризотил-асбеста, антигорита, с примесью карбонатов, талька, магнетита и других минералов. Уральские декоративно-поделочные серпентиниты разрабатываются с XVIII века (месторождения "Баженовское", "Шабровское"). Шабровским змеевиком декорирован интерьер Дворца съездов в Москве.
Изначально вертикальные поверхности (колонны, пилоны, стены) станционных залов, вестибюлей и коридоров отделывались мягкими карбонатными горными породами (мраморовидные известняки, мраморы). Твердые граниты появились на пилонах и стенах в конце 1970-х гг. ("Кузнецкий мост", 1975; "Дмитровская", 1991; "Бульвар Дмитрия Донского", 2002). Горизонтальные поверхности платформ, полы вестибюлей и коридоров покрывали сначала асфальтом ("Измайловский парк", 1944), облицовывали ковровым орнаментом из разных сортов мрамора ("Маяковская", 1938) или мраморной крошки, но наибольшее распространение получило гранитное оформление. Первоначальные гранитные облицовки платформ можно видеть на станциях первой очереди ("Парк культуры", 1935). Старые станции с асфальтовыми и мраморными настилами подверглись реконструкции и получили свой современный каменный ковер в 1970-е гг. ("Красносельская", "Киевская"- Филевская). В отличие от мраморов, граниты не всегда обладают ярко выраженной индивидуальной декоративностью, поэтому красота мягкого камня по-прежнему чарует архитекторов и мраморные полы редко, но возникают на современных станциях ("Тургеневская", 1971; "Октябрьское поле", 1972; "Крестьянская застава", 1995).
Самоцветная палитра магматических горных пород насчитывает более полусотни сортов гранитов, габбро, лабрадоритов, которыми создан орнамент пола в пешеходных коридорах, кассовых, эскалаторных и станционных залах, на путевых платформах и лестничных переходах. Много станций украшено украинскими серыми (месторождения Янцевское, Жежелевское) и красными (Капустинское, Токовское) гранитами. Плиты темно-серого жежелевского гранита нередко усеяны молочно-белыми зернами и млечными разводами кварца, напоминающими звездное ночное небо. Очень красивы красные карельские граниты - каарлахтинский, Кашина гора на станциях "Шаболовская", "Комсомольская", "Третьяковская". Наибольшее распространение среди гранитных облицовок имеет розово-серый крупнозернистый с характерными округлыми выделениями (овоидами) полевого шпата карельский гранит месторождения "Возрождение", который использован в настилах полов, облицовках стен и пилонов многих станций.
Замечательно декоративен валаамский гнейсогранит - мелкозернистый красный или розовый, местами рисунчатый с узкими извилистыми полосами слюды биотита. С конца XIX века месторождение на острове Германа в Ладожском озере разрабатывалось Валаамским монастырем. Пилоны станции "Дмитровская", оформленной на тему обороны Москвы в 1941 г., облицованы красным валаамским гнейсо-гранитом, простенки между пилонами в центре зала и путевые стены отделаны розовым мрамором месторождения "Буровщина". Цоколь стен выполнен красно-коричневым кашиногорским гранитом. Настил пола выложен красным валаамским гнейсогранитом, путевые платформы - розово-серым гранитом "Возрождение".
Цветной колорит пилонов "Сухаревской" удачно дополняет декор пола, выполненный коллекцией разноцветных гранитов - розово-серых, желто-розовых, красных ("Возрождение", трикратненский, токовский, капустинский и др.).
Своеобразную декоративность лабрадориту - крупнокристаллической разновидности магматической горной породы габбро, создают кристаллы полевого шпата - Лабрадора, который поэтически зовут радужным камнем или радужником. Вместе с амазонитом, лунным и солнечным камнями Лабрадор принадлежит к группе самых распространенных алюмосиликатных минералов - полевых шпатов, слагающих половину массы земной коры. Необычная красота камня создается способностью отдельных кристаллов Лабрадора проявлять голубую, золотистую или зеленую иризацию (от греческого "ирис" - радуга), особую игру света на гранях кристаллов, когда одни кристаллы темнеют, а другие "вспыхивают", мерцают яркими световыми бликами на темном фоне камня. Свое имя и популярность камень получил во второй половине XVIII века, после открытия месторождений на полуострове Лабрадор. В 1835 г. при строительстве железной дороги в Волынской губернии между Житомиром и Коростенем были открыты крупнейшие отечественные месторождения, где лабрадорит добывается и ныне. Лабрадоритом облицован постамент памятника основателю Москвы Юрию Долгорукому, камень применен в отделке здания ИТАР-ТАСС у Никитских ворот. В облицовках метро на станциях "Автозаводская", "Домодедовская", "Планерная" и др. использован лабрадорит украинских месторождений (Головинское, Турчинское, Каменная печь, Синий камень, Каменный брод).
Наряду с лабрадоритом, в облицовках станций широко применяется габбро украинских и карельских месторождений (Слипчицкое, Гута Добрынская, Другая Река). Габбро имеет мелкозернистое строение и насыщенный зеленовато-черный и черный цвет, обусловленный темноцветными минералами (биотит, роговая обманка).
Своеобразное декоративное оформление с использованием природного камня выполнено на вновь построенной станции "Воробьевы горы", где архитектурное решение выразительно использует декоративные и смысловые возможности каменной живописи. Станция уникальна положением в пространстве среди природы и своим оформлением отражает взаимодействие с природными стихиями - геологической, водной и воздушной, а вместе с вестибюлями и коридорами станционное пространство служит уникальным музеем Горы и Воды - живой и минеральной природы.
Станция занимает нижний ярус моста через Москву-реку, врезанного в крутой правый склон Воробьевых гор, и с верхним вестибюлем имеет протяженность 530 м. Она функционально связана с водным пространством, поэтому архитектурно стилизована под палубу корабля с оригинальными волнообразными подшивными потолками, колоннами и тяжами, отделанными алюминиевым профилем и композитным материалом. Пол платформы-палубы обработан декоративной косой штриховкой полированных полос черного добрынского габбро, которое передает темную глубину и направление течения реки под мостом. Полированное габбро в этих полосах течения блестит, словно арбатский асфальт, прозрачный, как речная вода в известной метафоре Б. Окуджавы. Таким образом, на платформе в подлинном смысле слова литографически (литое - камень) нарисована река, которая продолжается за стеклянными стенами станции, откуда открывается замечательный вид на плавную речную излучину и бескрайние дали заречной стороны - характерный пейзаж исторического центра Отечества, привычный глазу московского жителя. Видны набережные Лужников и Воробьевых гор, здание МГУ, Андреевский мост и монастырь.
Наполненный светом в нейтральном черно-белом интерьере волшебный корабль воспринимается частью воздушной стихии окружающего пейзажа, над которым он парит. При повышенной влажности, когда за окнами белесая зимняя мгла, основное пространство платформы, отделанной серым покостовским и розовым гранитом дидковичи, светлеет и розовеет, дополняя цветом черные полосы габбро и напоминая естественную слоистость горных пород. Кстати, косая слоистость горных пород характерна для геологических условий их образования в водной среде. Здесь косая слоистость из белой коелги с вставками зеленого империала продолжается на стенах пешеходных коридоров, которые смотрятся горными выработками, пробитыми в недрах Воробьевых гор. Впечатление геологической среды дополняют одетые камнем вестибюли. Их фасады, обработанные шероховатым серым гранитом, выполнены как береговые утесы-горы. Мотив "горы" в интерьере вестибюлей выражен более конкретно. Они оформлены в виде подземных залов-пещер, где таинственное мерцание каменных облицовок напоминает о древней истории планеты с белокаменными горами и зелеными парками динозавров мелового и юрского периодов. Поднимаясь из левобережного эскалаторного вестибюля вверх, а из правобережного опускаясь вниз, пассажиры через коридоры-штольни выходят из недр на-гора на дневную поверхность платформы. Полы вестибюлей выложены шахматным чередованием полированного светло-серого мансуровского гранита и черного добрынского габбро.
Оригинальные мозаичные панно из самоцветных камней художников М. А. Шорчева и Л. К. Шорчевой на темы "Вишневого сада", "Трех сестер" и других произведений А.П. Чехова украшают станцию его имени. Каменные мозаики "Чеховской" выложены из ювелирно-поделочных камней - забайкальского лазурита, алданского чароита, уральской яшмы, орлеца, змеевика, различных сортов мрамора.
Небесную голубизну в мозаиках создает лазурит - синий, фиолетово-синий минерал, алюмосиликат натрия и кальция. Окраска камня очень стойкая, поэтому с древности сохранилось правило проверять подлинность камня прокаливанием его в огне (иногда при этом окраска становилась более интенсивной). Как поделочный камень известен с IV тысячелетия до н. э. - в Ассирии, Вавилоне, Египте считался одним из наиболее дорогих камней, служил мерилом ценности. По библейской легенде "законы Моисея" были вырезаны на досках из лазурита. В древности и позже камень ценился и как необычайно стойкая, "вечная" синяя краска. Забайкальским лазуритом облицована часть колонн алтаря в Исаакиевском соборе в Петербурге, он был использован для отделки Лионского зала Екатерининского дворца в Царском Селе.
Если лазурит - древнейший из самоцветов, то чароит приобрел известность совсем недавно. Чароит - силикатная горная порода фиолетового цвета с шелковистым переливчатым блеском. Месторождение Сиреневый камень открыто в 1978 г. геологами В.П. и Ю.Г. Роговыми на северо-западе Алданского щита, в среднем течении реки Чары - притока Лены. Чароит - один из самых популярных современных ювелирно-поделочных камней, не имеет аналогов в мире.
В мозаичных панно станций "Чеховская" и "Киевская" (Арбатско-Покровская линия) использована уральская яшма. Если алмаз называют королем драгоценных ювелирных камней, то яшма - королева самоцветов. "Среди других поделочных камней особое место, - писал А. Е. Ферсман, - надо отвести яшме, так как на ее обработке родилось и окрепло наше камнерезное дело, русская яшма заняла первое место во всем мире по богатству и размерам ее месторождений, по грандиозности изделий и по бесконечному разнообразию тонов".
Яшма - силикатная горная порода, состоящая из скрытокристаллического кварца и халцедона. Она обладает высокой декоративностью, разноцветностью и часто имеет рисунки, включая пейзажные мотивы. С древности и до средних веков яшма использовалась для создания орудий, инструментов, а также амулетов и ювелирных изделий. В России в XVIII-XIX веках уральская и алтайская яшма использовалась для создания уникальных камнерезных изделий, таких как вазы, чаши, торшеры, которыми украшались Оружейная палата, Большой кремлевский дворец, Эрмитаж и загородные дворцы.
Кварцит, в свою очередь, почти полностью состоит из кварца и образуется при перекристаллизации песчаников при высоких температурах в недрах Земли. Пилоны станции "Бауманская" отделаны темно-малиновым шокшинским кварцитом, который является одним из самых известных цветных камней. Он добывается на западном берегу Онежского озера уже более 200 лет. Шокшинский кварцит, также известный как шоханский порфир или красный порфировый камень, обладает стойкой малиновой и темно-красной окраской. Благодаря своей высокой прочности он сложно обрабатывается, но полученные из него изделия отличаются исключительной декоративностью и долговечностью. Шокшинский кварцит прекрасно поддается полировке и сочетает в себе высокую твердость и химическую стойкость. Из него создаются мемориальные сооружения и памятники, такие как гробница Наполеона и верхний портик Мавзолея В.И. Ленина.
Во время строительства перегона между станциями "Университет" и "Проспект Вернадского" был обнаружен слой красивых кремней в карбонатных породах, очень похожих на "агаты" мозаичного пола Благовещенского собора Московского Кремля. Источники сообщают различные версии о происхождении пола из "яшмы и агата". Некоторые говорят, что пол был привезен по приказу Ивана Грозного или патриарха Филарета из Ростова Великого, а другие утверждают, что он был подарен персидским шахом царю Алексею Михайловичу. Французский писатель Теофил Готье, посетивший Москву в XIX веке, слышал, что пол Благовещенского собора был выложен агатами из Греции. Однако рисунок и цвет камней пола очень характерны для рисунчатого кремня с полосчатым агатовым рисунком или яркой пестрой окраской, напоминающей яшму. Рисунчатый кремень из Подмосковья до сих пор пользуется популярностью среди коллекционеров и любителей камней как памятник природы и творение эпохи, которая существовала сотни тысяч или миллионы лет назад. Возможно, этому кремню также найдется место в геологическом музее московского метро.